Домой Финансы Секреты правильного выбора СРО арбитражных управляющих. Инструкция по проверки СРО в Росреестре

Секреты правильного выбора СРО арбитражных управляющих. Инструкция по проверки СРО в Росреестре

Регулирование и обеспечение профессиональной деятельности , защиту их прав и содействие в их профессиональном росте призвана некоммерческая организация – саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих. Создаются такие объединения на основании членства, сведения об организации включаются в госреестр СРО. Статус данного субъекта гражданского права приобретается с момента его регистрации в Государственном реестре. Партнерами организации являются граждане РФ.

Права СРО

Правовые основы деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих изложены в статье 22 Федерального закона о банкротстве в РФ и включают следующие возможности:

  • представление интересов участников партнерства при взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными органами РФ или ее субъектов;
  • участие в обсуждении государственных программ и правовых актов, находящихся в компетенции арбитражного управления;
  • направлять свои заключения о результатах проведенных независимых экспертиз обсуждаемых проектов;
  • обжаловать в установленном законодательством порядке любые нарушения законодательных норм федеральными органами или органами местного самоуправления, касающихся самой саморегулируемой организации или ее членов;
  • предлагать государственным органам РФ и ее субъектов вносить изменения в законодательные нормы по вопросам осуществления политики в сфере физических и юридических лиц;
  • делать запросы в госорганы РФ всех уровней о предоставлении информации, которая является необходимой для функционирования некоммерческого партнерства;
  • направлять исковые заявления для защиты законных интересов и прав своих членов, а также о взыскании ущерба, нанесенного профессионалам антикризисного управления;
  • опротестовывать решения суда, затрагивающие вопросы отстранения участников СРО АУ, нарушения их законных интересов в процедуре производства дела о банкротстве.

В предусмотренных законодательными актами о банкротстве случаях организация вправе направить в арбитражный суд ходатайства об освобождении определенного своего партнера от участия в слушании дела в суде.

Обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Обязательным к выполнению СРО в целом и каждым ее участником является:


  • Разработка и выполнение правил и стандартов деятельности АУ (арбитражного управляющего).
  • Контроль за практикой выполнения закона о банкротстве всеми партнерами СРО АУ.
  • Реагирование на жалобы, поступающие на своих членов, которые в деле о банкротстве выполняют обязанности АУ.
  • Исключение из участников объединения и применение дисциплинарных мер к финансовым, временным, административным, внешним и конкурсным управляющим в случае невыполнения ними требований Закона и внутренних документов.
  • Проведение анализа работы специалистов арбитражного управления на основании их отчетов, которые сохраняются на протяжении 5 лет.
  • Ведение реестра лиц, участвующих в некоммерческом партнерстве, в соответствии с федеральным стандартом.
  • Организация .
  • Формирование компенсационного фонда, используемого для финансирования ответственности при необходимости компенсации убытков, образовавшихся от действий арбитражных управляющих-членов объединения.
  • Обеспечение получения заинтересованными лицами информации о АУ из реестра. Правила доступа к сведениям устанавливаются регулирующим органом.

Кроме того, профессиональное сообщество арбитражных управляющих обязано предоставлять регулирующему органу отчеты о проведенных ее членами процедурах банкротства.

Как стать членом СРО?

Вступить в члены саморегулируемого общества арбитражных управляющих могут россияне, проводящие (либо планирующие проводить) деятельность в сфере арбитражного управления. Претенденты должны отвечать требованиям Федерального закона о несостоятельности (его статье 20).

Чтобы получить статус члена СРО арбитражных управляющих необходимо соответствовать следующим требованиям:

  1. Иметь диплом о высшем образовании и успешно сдать теоретический экзамен по специальному курсу подготовки специалистов в области антикризисного управления.
  2. Не быть исключенным за предыдущие три года из аналогичного объединения профессионалов.
  3. Не иметь судимости за предумышленные несоблюдения закона или дисквалификации за нарушения.
  4. Подписать страховой договор обязательной ответственности.
  5. Регулярно уплачивать членские взносы, установленные внутренним документом объединения и взносы в компенсационный фонд.

Быть членом СРО АУ – обязательное требование вышеупомянутого Закона для возможности выступать на процедуре банкротства в качестве арбитражного управляющего. Определенного специалиста назначает администрация партнерства.

Компенсационный фонд СРО АУ

Одним из видов имущественной ответственности АУ является формирование компенсационного фонда объединения партнеров по антикризисному управлению. Чем больше размер этого фонда, тем выше степень ответственности партнерства. Соответственно – больше доверия от лиц-участников процедуры банкротства.

В соответствии с изменением закона о банкротстве, начавшей действовать с начала 2017 года, компенсационный фонд некоммерческого партнерства должен составлять не менее 50 млн руб. От этой суммы будет зависеть и величина денежных поступлений от членов объединения, каждому нужно будет внести единовременных взносов до 200 тыс. рублей.

Компенсационный фонд СРО АУ используется для возмещения материального ущерба, который причинен участникам процесса о несостоятельности из-за невыполнения (ненадлежащего выполнения) профессиональных обязанностей специалистом по арбитражному управлению.

Средства компфонда профессионального саморегулируемого сообщества должны инвестироваться в его интересах. Порядок размещения средств регламентируется нормам Федерального закона о банкротстве. Финансовые операции со средствами компенсационного фонда и контроль за ними должны осуществляться на договорной основе со специализированным депозитарием.

Договор может быть заключен не позднее одной декады со времени включения данных о профессиональном сообществе в Единый реестр СРО АУ.

Как выбрать СРО арбитражных управляющих?

Приоритетом при выборе саморегулируемой организации обычно является тот фактор, что организация находится в том же городе, что и претендент на партнерство в ней. Бывают случаи, что выбрать не из чего – в городе может быть только одно некоммерческое объединение, поэтому такой подход не оправдает надежды. Быть членом организации, находящейся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге не будет затруднительным в наше время компьютерных коммуникаций.

Подбор саморегулируемой организации АУ, которая оформляет допуск конкретному специалисту в области арбитражного управления, должен основываться на таких критериях:

  • Результативность работы профессионального объединения – его рентабельность, масштабность.
  • Количество и состав участников некоммерческого партнерства. Сведения о них находятся в Государственном реестре СРО в открытом доступе.
  • Длительность работы на рынке профессиональных услуг. Вновь созданные профессиональные объединения еще не обладают положительной репутацией, авторитетом.
  • Изучение отзывов о работе профессионального объединения – как положительных, так и отрицательных. Многие специалисты в области арбитражного управления и их клиенты особенно часто высказываются о негативной работе руководства.
  • Ознакомление с оформлением сайта организации, как витрины ее деятельности. Непрофессионально выполненный интернет-ресурс свидетельствует не в пользу СРО.

Немаловажно и то, как администрация СРО АУ подбирает новых членов. «Облегченные» запросы к оформлению членства могут свидетельствовать о «непорядочности» профессионального объединения.

Число саморегулируемых организаций строителей плавно движется к трем сотням. Казалось бы — куда уж больше? Тем не менее, многие строители все равно думают, как создать СРО — еще одну.

Более того, специалисты в этой области уверены, что создание СРО даже в условиях большой конкуренции между уже существующими организациями может быть вполне обоснованным.

Кому подходит это решение?

Создание СРО под свои нужды может пригодиться группе компаний, которая давно работает по одной схеме и придерживается определённых требований профессиональной этики.

В этом случае любые изменения могут повредить работе нескольких предприятий, и не остаётся более рационального решения, чем открыть СРО самостоятельно.

Саморегулируемая организация в первую очередь является некоммерческим партнёрством, поэтому преследовать финансовую выгоду здесь бессмысленно. Это работа над стандартами и правилами в отрасли.

Чтобы иметь представление о том, как создать СРО, следует изучить основные признаки саморегулируемой организации.

Как открыть СРО по всем правилам?

Основные признаки саморегулируемой организации:

  1. является некоммерческим партнёрством;
  2. в своей работе организация преследует цели, установленные Законодательством;
  3. в организации зарегистрировано определённое количество членов;
  4. все члены организации осуществляют деятельность одного вида.

Перед тем, как открыть СРО, нужно также убедиться в том, что организация удовлетворяет обязательным требованиям.

Требования закона

Закон предусматривает следующие требования к саморегулируемым организациям:

  1. запрет на использование прибыли в любых целях, не имеющих отношения к интересам участников СРО;
  2. минимальное количество членов организации, если они являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами – 25, если члены организации – физические лица, то не менее 100 субъектов (впрочем, для разных видов СРО эти цифры могут сильно разниться);
  3. готовый проект стандартов и требований к профессиональной деятельности организаций;
  4. обеспечение компенсационного фонда и страхования ответственности участников СРО;
  5. создание управляющего органа внутри СРО, задачей которого является контроль за соблюдением членами правил и стандартов объединения.

Исходя из выше перечисленных положений, можно говорить о том, как открыть СРО поэтапно, при этом не нарушая закон и не подвергая риску работу организации.

Создание СРО за 5 шагов:

  1. Создание саморегулируемой организации начинается с в качестве некоммерческого партнёрства.
  2. Вторая ступень – объединение минимального числа субъектов деятельности.
  3. Третий этап посвящается разработке стандартов СРО, правил и требований к профессиональной деятельности членов СРО.
  4. Четвёртый этап – обеспечение материальной ответственности каждого участника СРО перед заказчиком.
  5. Пятый этап – документальное заверение соответствия организации всем требованиям, которые предъявляются к СРО Законом, и при положительном решении государственного органа – внесение СРО в реестр.

Создание саморегулируемой организации проходит по довольно простой схеме, и многие компании, располагающие необходимым финансовым запасом, задумываются о том, как открыть СРО. Однако это далеко не самый лёгкий способ регулирования, и в большинстве случаев строительным компаниям следует просто выбрать подходящее объединение и вступить в него на общих правах.

Необходимо напомнить: «Дикастер» не занимается помощью в открытии саморегулируемых организаций. В том числе консультационной помощью. За консультациями по конкретным вопросам открытия новых СРО мы рекомендуем обращаться непосредственно в Аппараты Нацобъединений СРО — НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) представляет собой некоммерческую компанию, участники которой имеют статус арбитражных управляющих. Информация о ней должна быть внесена в . Только в этом случае деятельность будет признана легальной.

В общем, это некоммерческие организации, которые приобретают публично-правовой статус с момента внесения сведений о них в росреестр.

Общие нюансы, правовое регулирование

Основные признаки таких компаний:

  • некоммерческий характер деятельности;
  • базируется на членстве;
  • включена в единый государственный реестр, их полный список можно посмотреть на официальном сайте ;
  • цель создания – регулирование и обеспечение работы ее участников.

СРО – это несамостоятельная организационно-правовая форма . Она регистрируется как некоммерческое партнерство.

Следующие нормативно-правовые акты регулируют порядок работы данной организации:

Применительно к СРО арбитражных управляющих наиболее полное регулирование производится ФЗ №127. Именно в нем закреплены особенности данной разновидности некоммерческих партнерств. Так, в ст. 2 представлено определение, в ст. 21-26.1 – нюансы работы.

Информация о подобных компаниях представлена на следующем видео:

Функции, права и цели деятельности

Можно определить следующие ключевые цели функционирования рассматриваемых СРО:

  • объединение арбитражных управляющих для надзора за их работой;
  • улучшение качества услуг, которые оказывают участники СРО;
  • представление необходимых сведений участникам.

Что касается функций, то они будут идентичны тем, которые действуют для прочих СРО. Законодатель утвердил их в ст. 6 ФЗ №315 :

  • разработка и закрепление условий членства в СРО субъектов профессиональной деятельности;
  • применение мер ответственности к тем участникам, которые нарушили внутренние акты, принятые партнерством;
  • анализ результатов деятельности своих членов на основе тех отчетов, которые они предоставляют в порядке, утвержденном уставом;
  • представление интересов своих участников при взаимодействии с органами власти федерального, регионального или местного значения;
  • обучение, аттестация своих членов, если иное не утверждено в актах законодателя;
  • публикация в открытых источниках информации о деятельности своих членов;
  • контроль за выполнением правил и стандартов, а также условий членства в СРО;
  • рассмотрение жалоб, которые поступают на участников и касаются нарушения правил, стандартов или условий членства;
  • ведение реестра членов СРО;
  • создание компенсационного фонда для обеспечения ответственности по возмещению затрат, связанных с действиями участников.

Для реализации данных функций саморегулирующая организация наделяется правами (ст. 22 ФЗ №127):

  • представлять интересы своих членов в органах власти разного уровня;
  • подавать жалобы на действие или бездействие госслужащих, а также на любые документы, которые не соответствуют интересам ее членов;
  • участвовать в обсуждении проектов нормативно-правовых документов, госпрограмм, которые затрагивают интересы ее участников;
  • запрашивать в госорганах сведения, которые нужны для реализации функций, возложенных на СРО;
  • быть истцом в суде при рассмотрении дел о защите прав и интересов участников партнерства;
  • представлять ходатайства об отстранении или исключении членов СРО из участия в деле о банкротстве;
  • обжаловать решения суда об отстранении или исключении ее членов из дела о банкротстве.

Условия и основания для включения в реестр

Основания для внесения в реестр СРО определены в ст. 21 ФЗ №217 :

  • не менее 100 участников должны отвечать требованиям членства, принятым данной организацией;
  • члены партнерства должны принять участие в 100 процедурах. Подсчет производится по всем делам, рассмотренным с участием данных арбитражных управляющих. При расчете учитываются и те процедуры, которые не были завершены на момент включения СРО в реестр. В 100 дел не вносятся процедуры, которые проводятся к отсутствующим должникам;
  • сформированный компенсационный фонд по правилам, утвержденным в законе;
  • принятие стандартов и правил СРО, которыми должны руководствоваться в своей работе ее члены;
  • создание органов управления и специальных органов в соответствии со ст. 21.1 данного ФЗ .

Итак, одним из оснований для включения организации в реестр признается соответствие ее членов обязательным требованиям. Данная информация расшифровывается в ст. 20 ФЗ №127 . Чтобы вступить в СРО, арбитражный управляющий должен отвечать следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • опыт работы на руководящей должности – не меньше 1 года, стажировка – не менее 2 лет (иные сроки могут быть утверждены СРО);
  • сдача специального экзамена;
  • отсутствие наказания, которое бы стало препятствием для работы в качестве управляющего (дисквалификация, запрет на занятие определённой деятельностью);
  • отсутствие судимости за умышленное деяние;
  • в течение предшествующих 3-х лет управляющий не был исключен из другой СРО по причине нарушения законодательства или стандартов организации;
  • наличие договора страхования ответственности.

Само некоммерческое партнерство может предусмотреть дополнительные требования к своим членам.

Компенсационный фонд – имущество, которое принадлежит СРО . Данные средства имеют целевое назначение. Они используются для компенсации ущерба, который был причинен в результате ненадлежащего выполнения или невыполнения обязанностей одним из участников. Фонд создается за счет членских взносов. Его минимальный размер составляет 20 млн. рублей (200 000 рублей на одного члена).

Как выбрать СРО?

В настоящее время создано и функционирует большое количество подобных партнерств. Арбитражный управляющий, который желает вступить в такую организацию, должен обратить внимание на следующие характеристики:

  • размер компенсационного фонда – если его сумма мала по сравнению с количеством участников, то данное партнерство может в скором времени объявить себя банкротом;
  • год создания. Срок существования – один из показателей эффективности компании;
  • членство в Российском Союзе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • судебные дела по возмещению ущерба, в которых СРО выступала на стороне ответчика. Следует обратить внимание на количество выигранных дел;
  • другие управляющие, которые уже выступают членами СРО. Ведь все участники некоммерческого партнерства будут нести ответственность за их действия.

Как выбрать СРО арбитражных управляющих?

  • Проверить организацию на наличие ее в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве;
  • Обратить внимание на год создания: чем раньше создано СРО, тем лучше;
  • Уточнить количество действующих членов в организации: чем больше управляющих в организации, тем лучше;
  • Обратить внимание на размер компенсационного фонда.

Функции СРО

Партнеры НЦБ

НБЦ сотрудничает только с проверенными и сертифицированными СРО, входящими в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве.

«НП ПАУ ЦФО»


от 25.11.2011 №0035
Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа". Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в Москве.

«НП АУ ОРИОН»

Свидетельство о внесении в реестр
от 25.11.2011 №0035
Некоммерческое партнерство Арбитражных управляющих "ОРИОН" (НП АУ "ОРИОН"). СРО арбитражных управляющих по банкротству физических лиц в Санкт-Петербурге.

«НП МСОАУ "Стратегия"»

Свидетельство о внесении в реестр
от 24.10.2003г. №0015
Некоммерческое партнерство "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия".
  • гарантия соблюдения ее членами законов Российской Федерации, норм и правил профессиональной деятельности арбитражных исполняющих;
  • обеспечение прозрачности деятельности ее членов;
  • содействие повышения профессиональной компетенции ее членов.

Особенности деятельности СРО

Для своих членов СРО регулярно проводят обучение нововведениям законодательства и контролируют уровень их знаний. Крупнейшие СРО арбитражных управляющих в Москве и Санкт-Петербурге созданы, как правило, в начале 2000-х годов. Такие организации требовательнее относятся к уровню подготовки вступающих в них членов и тщательнее следят за их работой. Для создания СРО установлена нижняя граница количества ее членов, которая составляет 100 человек. Организация существует на отчисления ее членов. Из этого следует, что СРО с более значительным сроком деятельности, а значит и с большим количеством членов, финансово устойчивее недавно созданных организаций.

Требования к кандидатам СРО:

  • регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  • высшее образование;
  • стаж на руководящей должности от 2-х лет;
  • аттестат с теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • стажировка помощником арбитражного управляющего от 6 месяцев.

Деятельность членов СРО застрахована Договором обязательного страхования ответственности за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве. Минимальный размер страховой суммы три миллиона рублей в год.

Также страховка осуществляется формированием компенсационного фонда СРО, формирующимся за счет взносов членов и составляющим не менее 50 тысяч рублей на каждого.

Структурные подразделения СРО:

  • по контролю деятельности своих членов;
  • по рассмотрению дел о наложении мер ответственности на членов организации;
  • по отбору кандидатур с представлением их арбитражным судам и утверждению данных лиц для участия в деле о банкротстве.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:

соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;

участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;

наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.

3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в

Новое на сайте

>

Самое популярное